> Секция совета молодых ученых на IV Московском юридическом форуме | Юридический факультет МГУ

Секция совета молодых ученых на IV Московском юридическом форуме

6 апреля 2017 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках IV Московского юридического форума состоялось заседание секции совета молодых ученых «Современное состояние российской правовой системы». Обсуждались проблемы, которые поднимал в своих работах О.Е. Кутафин, с учетом современного взгляда на них, анализировалось нынешнее состояние выявленных проблем и пути их решения. Среди участников секции были молодые ученые, кандидаты наук и аспиранты. От Юридического факультета МГУ выступила председатель совета молодых ученых факультета, ассистент кафедры криминалистики Е.С. Крюкова. Ее доклад был посвящен альтернативному взгляду на современное юридическое образование (см. извлечение из выступления).

Тезисы выступления на заседании секции
председателя совета молодых ученых Юридического факультета МГУ
Крюковой Евгении Сергеевны

Первая часть выступления была посвящена О.Е. Кутафину как выпускнику Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (поступил в 1954 г., окончил с отличием в 1959 г.), роли Московского университета в его жизненном и творческом пути. Олег Емельянович никогда не забывал свою Alma Mater, преемственность он рассматривал в качестве необходимого условия, принципа ее развития. Он последовательно придерживался подхода «традиции и развитие» в своих научных исследованиях, очень взвешенно подходил к предложениям о кардинальном пересмотре устоявшихся в юридической науке понятий и категорий, введению новых отраслей права, учебных дисциплин.

Олег Емельянович был человеком государственного мышле­ния: он прекрасно понимал значение и ценность для развития нашего государства и общества исторических, национальных, научных традиций. Ранее существующая система образования, конечно, требовала мо­дернизации, однако такая модернизация не должна была происходить за счет наших традиций и уничтожения достижений советского образования.

Затем Крюкова Е.С. провела критический анализ принятия Болонской конвенции и предварительные итоги 14-летнего использования новой системы образования. Из выступления Е.С.Крюковой: "Нам долгое время навязывали Болонский процесс и вхождение в мировое образовательное пространство. России обещали расширение доступа к образованию, мобильность студентов и преподавателей, расширение возможностей педагогов и выпускников российских вузов работать в странах Европы, возможность экспорта своих образовательных услуг, возможность студенту начать учиться в одном вузе и окончить в любом другом высшем учебном заведении, как своей страны, так и страны Европы, где введена Болонская система. ...На первый взгляд все положения Болонской декларации выглядят привлекательно. ... в действительности эти плюсы становятся минусами из-за сложностей их реализации, отсутствия технологии их практического воплощения, несоответствия реалиям. Указанное на практике оказалось абсолютно недееспособным, зато по традиционно сильным сторонам высшего образования был нанесен мощный удар. Многие авторы указывали и указывают, что альтернативы вхождения страны в Болонский процесс не существовало. Отказ от этого означал бы торжество политики изоляционизма и оторванности национальной высшей школы от современных тенденций развития глобального научно-образовательного пространства. Нам кажется, что альтернатива существовала и существует. Интеграция в мировое образование, интернационализация и международное признание осуществляется путем рейтингования. Россия могла использовать в качестве средства признания себя как мирового лидера образовательных услуг престижные мировые рейтинги QS World University Rankings by Subject и Times Higher Education World University Rankings. Американские и азиатские, в частности китайские, университеты, не присоединялись к Болонской декларации, однако это никак не помешало им активно использовать академическую мобильность, обучаться по системе включенного обучения и пр. Исследуя критерии рейтингования, получается, что мир оценивает и признает уровень образования, в среднем, всего по нескольким критериям: мнение академического сообщества и работодателей, уровень публикационной активности на иностранном языке. Необходимо лоббирование своих достижений в науке и образовании на международном уровне и на иностранном языке, научные публикации на иностранных языках. В этой связи предлагается введение дисциплины, посвященной научно-исследовательской работе на иностранных языках, правильному написанию научных статей исходя из мировых требований и стилистики иностранных журналов. ... О.Е.Кутафину в свое время принадлежала мысль о необходимости привнесения в преподавание юридических дисциплин на каждой профильной кафедре международно-правового аспекта. Это новаторское и прозорливое предложение Олега Емельяновича актуально и сейчас«.

Вторая часть выступления Крюковой Е.С. была посвящена необходимости участия выпускников в повышении качества образовательного процесса. Выпускник — объективный критерий качества образования. Успехи выпускника — это успехи Университета. Продолжение вузовской (университетской) научной школы возможно только при поддержке связей выпускников. Миссия Университета — это создание уникального коллектива в широком смысле слова единомышленников, способного решать самые сложные задачи, стоящие перед юридическим образованием, наукой и практикой. При этом выпускники — это те же самые университетские единомышленники.

Зачастую выпускники Университетов в неформальных, да и формальных, разговорах называют свои вузы «Альма-Матер» («Alma Mater»). Такое неформальное, но уважительное обращение укоренилось в умах очень глубоко. Само словосочетание «Альма-матер» — это устойчивый фразеологизм, пришедший с латыни (лат. alma mater — «Alma» — питающая, насыщающая, кормилица, «Mater» — матерь, мать — буквально «кормящая, благодетельная мать» или «мать-кормилица»). Это старинное неформальное, студенческое название учебных заведений, университет, дающего «духовную пищу». Университеты изначально давали в основном теологическое и философское образование и воспринимались как организации, питающие духовно. Образование здесь есть интеллектуальное, духовное питание знаниями и мудростью. «Alumni» — соответственно бывшие питомцы, воспитанники, выпускники, получившие путевки в жизнь из ее рук, сегодня «Alumni» используется чаще всего для обозначения Ассоциации выпускников того или иного вуза. К сожалению, большая часть вузов сегодня не поддерживает связь со своими выпускниками, иногда проводятся собрания выпускников, встречи однокурсников спустя какой-то количество лет, но системной работы нет. Хотя есть и положительные примеры, например, работа Ассоциации выпускников СПбГУ, МГЮА, МГУ. Удовлетворенность выпускников условиями и результатами обучения может учитываться в качестве показателя эффективности деятельности вуза. Нам кажется, что необходимо проводить мероприятия по сбору, систематизации и анализу представлений выпускников о качественном юридическом образовании, о полученном образовании. Получил ли выпускник все те основные компетенции, которые нужны современному юрист или нет, получил ли он все то, что ему было ранее обещано. Между тем, необходимо помнить, что качество образования зависит не только от образовательного учреждения, но и активности и инициативности самого обучающегося. Нельзя перекладывать ответственность за качество образования студентов на плечи администрации и преподавателей. Качество образования во многом определяется желанием самого обучающегося, уровнем, например, его активности, самостоятельной подготовки, осведомленности о современных процессах развития общества, экономики, государственных институтов. Как гласит восточная мудрость «Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить». Например, принципами научной работы О.Е.Кутафина всегда были: ни дня без научной работы, каждый год надо издавать по одной монографии. Однако вуз должен предоставить все возможности для развития и юридического обучения, для формирования знающего, коммуникабельного, творческого, рефлексирующего и способного к саморазвитию человека.